Доступная среда

Материально-техническое обеспечение

образовательной деятельности для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

 

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотеки, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

  

В учебном корпусе имеются аудитории, в которых осуществляется образовательный процесс лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов. Учебные помещения оборудованы учебными местами, при этом увеличен размер зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличена ширина прохода между рядами столов, имеются расширенные дверные проемы, не имеющие порогов и перепадов высот пола, что позволяет лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью беспрепятственно передвигаться по учебному корпусу колледжа.

   

В читальном зале библиотеки колледжа имеется место для лиц с повреждением опорно-двигательного аппарата.

  

Для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ библиотечный фонд комплектуется электронными изданиями учебной литературы, официальными, справочно-библиографическими и периодическими изданиями. Доступ к этим изданиям обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ обеспечивается использованием специальных технических и программных средств.

Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся инвалиды и обучающиеся с ОВЗ обеспечены доступом к сети Интернет, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, включая электронную библиотеку колледжа.

Средства обучения и воспитания в колледже приспосабливаются для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

· средства учебного, учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

· материальные средства (библиотека, в т.ч. электронные образовательные ресурсы, приборы, компьютеры, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, другое техническое и материальное оснащение);

· коммуникативные средства (информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, официальный сайт колледжа);

· социокультурная среда колледжа, обеспечивающая организацию учебно-воспитательного процесса и развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников;

· коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания (учебная группа, научные студенческие общества, профсоюзная организация студентов, различные формы студенческого самоуправления, спортивные и творческие клубы и коллективы, объединения по интересам, волонтерские сообщества, студенческие отряды и др.);

· окружающая среда (учебный корпус, столовая);

Колледж создает специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья для получения среднего профессионального образования.

Под специальными условиями понимаются условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий, обеспечение безбарьерного доступа в учебный корпус колледжа и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья производится в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.

1. Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования и включает:

· контроль за посещаемостью занятий;

· организацию самостоятельной работы в случае ухудшения здоровья;

· оптимизацию прохождения промежуточной и итоговой аттестации и др.

2. Психолого-педагогическое сопровождение направлено на изучение и развитие личности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур и психологической профилактики.

3. Оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе.

4. Социальное сопровождение представляет собой совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при их инклюзивном обучении, включая содействие в решении бытовых проблем.

Исходя из психофизического развития и состояния здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, организуются занятия совместно с другими обучающимися в общих группах, используя социальноактивные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации, адаптационные курсы, с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создания комфортного психологического климата в студенческой группе.

В учебном процессе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья применяются специализированные технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с различными нарушениями, обеспечивается выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт), электронных образовательных ресурсов в формах, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся.

Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, прохождения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В связи с этим колледж обеспечивает их учебно–методическим материалом в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

1. для лиц с нарушениями зрения:

· в печатной форме увеличенным шрифтом;

· в форме электронного документа;

2. для лиц с нарушениями слуха:

· в печатной форме;

· в форме электронного документа.

3. для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

· в печатной форме;

· в форме электронного документа.

Внеурочная деятельность в колледже организована в соответствии с принципом образовательной интеграции: студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью включаются в среду деятельности совместно с остальными обучающимися. При планировании мероприятий учитывается необходимость вовлечения студентов с инвалидностью и ОВЗ без выделения их в обособленную группу.

В колледже создается толерантная социокультурная среда, необходимая для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия. Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов используется волонтерское движение студенчества.

Студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью активно участвуют в творческих конкурсах внутри колледжа и на других площадках.

В актовом зале колледжа имеется мультимедийное и специализированное звукоусиливающее оборудование.

  

Обеспечение доступа в здания колледжа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

  

Для адаптации инфраструктуры колледжа разработан и реализуется План мероприятий по повышению показателей доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования.

Территория колледжа соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов, обеспечен доступ к зданиям и сооружениям, расположенным на ней (доступность прилегающей территории, входных путей и путей перемещения внутри здания, имеются таблички информационно-навигационной поддержки, наличие специально оборудованного санитарно-гигиенического помещения, системы оповещения и сигнализации).

  

Носители информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам колледжа размещаются с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе осуществляется дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками на контрастном фоне.

 

На всей территории колледжа выделено место для парковки автотранспортных средств обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов, беспрепятственного подъезда машин скорой помощи. В колледже есть специализированный транспорт для перевозки инвалидов и лиц с ОВЗ.

   

  

Сменные кресла-коляски представляются по требованию.

В здании учебного корпуса лифты не предусмотрены технической документацией в связи с небольшой этажностью зданий, поэтому имеется переносной пандус для транспортировки инвалидов – колясочников.

  

Учебный корпус колледжа, предназначенный для реализации программ подготовки инвалидов, имеет несколько входов, доступных для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.

По просьбе студентов, передвигающихся в кресле-коляске возможно составление расписания занятий таким образом, чтобы обеспечить минимум передвижений по учебному корпусу – на одном этаже, в одном крыле и т.д.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Успешное протекание образовательного процесса возможно только при устойчивом состоянии остаточного здоровья студентов-инвалидов, поэтому образовательный процесс в колледже проходит на фоне диагностики и коррекции физического состояния студентов-инвалидов, развития их адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе.

Медицинским сотрудником колледжа проводится мониторинг состояния здоровья инвалидов в процессе их обучения, что позволяет успешнее решать задачи повышения психических ресурсов и адаптационных возможностей инвалидов в условиях повышения стрессовых информационных нагрузок, а также решать вопросы охраны здоровья и преодоления обострений хронических соматических заболеваний у данного контингента студентов.

Для всех инвалидов и лиц с ОВЗ организовано психолого-педагогическое сопровождение и систематическое психологическое тестирование.

В колледже проводится социально-воспитательная работа по пропаганде здорового образа жизни, требованиям охраны труда. Проводится работа по обеспечению безопасности и профилактике несчастных случаев с обучающимися во время пребывания их в колледже, санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия.

Заместителем директора по ВиСР и социальным педагогом разработана и реализуется программа психолого-педагогического сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ. В образовательном процессе используются технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ предоставлены при работе с официальным сайтом колледжа и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), интерактивные доски.

Компьютеры в колледже объединены в локальную сеть через сервер, имеется доступ к сети Интернет.

Системы информационного обеспечения образовательного процесса колледжа предоставляют возможность осуществлять дистанционное обучение, обеспечивают доступ к учебным материалам через сеть Интернет. Студенты имеют возможность самостоятельно изучать размещенные на веб-сайте колледжа курсы учебных дисциплин, (лекции, примеры решения задач, задания для практических, контрольных и курсовых работ, образцы выполнения заданий, учебно-методические пособия). Кроме того, студент может связаться с преподавателем, чтобы задать вопрос по изучаемой дисциплине или получить консультацию по выполнению того или иного задания.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Российская государственная библиотека

Научная электронная библиотека eLIBRARY

Областная библиотека им. И. А. Бунина

Электронная библиотека ЮРАЙТ

Сайт колледжа содержит всю необходимую информацию для поступления в колледж и последующего обучения в нем. Так, на сайте представлены соответствующие нормативные документы:

· презентации всех образовательных программ, реализуемых в колледже;

· педагогический и административно-управленческий персонал и др. информация.

На сайте функционирует версия для слабовидящих. Сайт адаптирован для просмотра с любых электронных устройств.

Использование технологических средств электронного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нозологий.

 

Панель управления